Театр-Музей Сальвадора Дали в Фигерасе.

Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон.
-Сальвадор Дали

thumb

Фигерас — небольшой городок в Каталонии, области на северо-востоке Испании, прославленной своей столицей — Барселоной. Еще какое-то столетие назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов. Фигерас мог оставаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. В качестве основы для будущего здания Дали выбрал лежащий в руинах уже четверть века городской театр Принсипаль. Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. "Вся моя жизнь была театром" — говорил Сальвадор Дали. Поэтому он верил, что лучшего места для музея ему не найти. Турист всегда найдет дорогу к Театру-музею. Если не карта, то многочисленные указатели, повторяющие произведения мастера приведут вас к нему.



Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника — Гала. Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея. Местом старта многочасового марафона по глубинам Театра-музея Дали можно считать кассу, где оплачивается вход. Далее следуют вестибюль и лестница, все уровни и марши которой превращены в отдельные Залы.



Зал шедевров — творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. "Раб" Микеланджело черного цвета. Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах. Венера Милосская Дали - от оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи.
Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повторяющим очертания губ самой скандальной звезды Голливуда. А так же Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров.



Упорядоченно описать Театр-музей в целом немыслимо. Дали просто исключил такую возможность, направив всю силу своего гения на создание эклектичного лабиринта, заполненного привычными на первый взгляд вещами, но приобретшими здесь иной смысл и назначение. Так, например, в спальне у кровати вместо тумбочки — золоченый скелет, а скульптура "Раб" Микеланджело, выставленная возле Зала шедевров, окрашена в черный цвет и снабжена хомутом, в животе огромного бронзового петуха прорезано оконце, откуда выглядывает голова китайца.

 

Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов и их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже виденное как совершенно новое. Выход же из этого транса возможен только в результате воздействия природы — художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в "Мир". Но Дали не был бы Дали, если бы воспринимал отдых как простое созерцание. "Мир" — это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. У находящихся в центре "сцены", по задумке автора, должна слегка кружиться голова. Такой эффект достигается ощущением перевернутого мира — эдакого вывернутого наизнанку Колизея. Символ суетности жизни передается теснотой "сцены". На маленьком пятачке, забитом посетителями, выставлены крупные скульптурные композиции, остальное же пространство — цементные клумбы с вечнозеленой растительностью.



Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, в котором роль "подопытного кролика" отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин.
Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности...

Делись с друзьями!

Комментарии

Николай (1 Августа 2014 г., в 15:35) Ответить
0 0

Я там был! Здорово!

Добавить комментарий

или войдите через:

Вход

Регистрация

Перезвоните мне!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все вопросы.